Опасный шум

Опасный шум
В феврале на симпозиуме «Инновационные передовые идеи», проводимом Американским аэрокосмическим агентством, астроном, участник проекта SETI (поиск внеземного разума) Сет Шостак заявил, что, по прогнозам ученых НАСА, контакт с инопланетянами возможен уже к 2040 году. 

Именно к этому моменту, по его словам, земляне смогут досконально исследовать самые отдаленные уголки космоса и пренепременнейше найдут планеты, на которых может существовать разум. «Я просто уверен, что в течение следующих двух десятков лет мы сможем найти разумные цивилизации», — объявил ученый, вызвав горячие дебаты между сторонниками и противниками контакта землян с инопланетянами.

Пишите письма

Споры ведутся уже давно. С одной стороны, участники проекта SETI, в том числе и сам Шостак, который давно продвигает идею межпланетных связей. С другой — ученые, предупреждающие землян о фатальной опасности таких контактов.

К сегодняшнему моменту астрономам удалось изучить несколько тысяч звездных систем и найти более тысячи экзопланет, похожих на Землю по размерам, удаленности от своей звезды и прочим параметрам, которые позволяют предполагать наличие на них живых существ. Однако никакой жизни, несмотря на все старания, пока не нашли. Тем не менее, как уверяет Сет Шостак, «нам, возможно, придется исследовать несколько миллионов звездных систем. Возможно, как раз миллион является верным числом для обнаружения чего-то стоящего». К 2040 году планируется исследовать именно такое число потенциально обитаемых небесных тел.

Однако, пытаясь при помощи мощнейших телескопов и прочего астрономического оборудования искать инопланетный разум, ученые из программы SETI призывают землян проявлять самим активность. В рамках проекта METI (сообщения внеземному разуму) активисты уже передали в различные уголки Вселенной 19 радиосообщений, содержащих различную информацию о Земле, ее населении, животных и прочие сведения. 

Большинство таких сигналов было отправлено из обсерватории Национального центра управления и испытаний космических средств в крымской Евпатории, а точнее — сотрудником Института радиотехники и электроники имени В. А. Котельникова Александром Зайцевым. Лишь одна передача состоялась 16 ноября 1974 года из астрономической обсерватории Аресибо, расположенной в Пуэрто-Рико. 

Она содержала следующую информацию: числа от одного до десяти в двоичной системе, атомные числа (число протонов в ядре атома) элементов водород, углерод, азот, кислород и фосфор, формулы сахарозы и основания нуклеотидов в дезоксирибонуклеиновой кислоте, количество нуклеотидов ДНК и другие данные о ДНК, изображение фигуры человека, информацию о Солнечной системе, сведения о радиотелескопе в Аресибо и размеры передающей антенны. Еще два послания были сделаны из комплексов дальней космической связи в Мадриде и Канберре. Последний на сегодня сигнал ушел 10 июля 2013 года на очень похожую на нашу планету системы звезды Глизе-526.

Сидите тихо

Как надеются активисты, в один прекрасный момент инопланетяне смогут получить этот сигнал, прочитать и узнать, что, например, на расстоянии 20—30 световых лет от них есть обитаемая планета. А там дойдет время до визитов вежливости и налаживания добрососедских отношений, обмена технологиями и знаниями. Но это произойдет только в том случае, если они такие же душечки и так же, как и мы, желают мило общаться. А что если они окажутся агрессорами?

Как раз этот вопрос задает активистам METI американский футуролог и писатель Дэвид Брин, главный критик программы. Как он сам рассказал «Итогам», он участвовал в довольно-таки горячих дебатах с Сетом Шостаком и Александром Зайцевым. При этом футуролог попросил понять его, что он не призывает отказываться от программы SETI. «Слушать и наблюдать за космосом — отличная идея, в нее нужно обязательно вкладывать силы и средства», — говорит Брин, однако отмечает при этом, что «кричать на весь космос о себе — это глупо». Свою точку зрения ученый поясняет следующим образом: 

«Мы еще довольно молодая с технологической позиции цивилизация и пытаемся вовсю заявить о себе в то время, когда все остальные ведут себя очень тихо». «Может быть, им известно что-то, о чем мы не догадываемся?» — задается вопросом футуролог, оговариваясь, что он «не утверждает об опасности галактики», но предлагает на всякий случай получше подготовиться к вероятной встрече с агрессивными обитателями других планет. Как говорит Дэвид Брин своим оппонентам, «15 лет назад мы не знали ни одной планеты за пределами Солнечной системы, а теперь знаем уже более тысячи. Мы быстро учимся, и позвольте нам продолжить это обучение. Не нужно просто так кричать о себе!»

Основная претензия Дэвида Брина к участникам METI состоит в том, что «люди, как Сет Шостак и Александр Зайцев, которые отправили большинство посланий, даже не посоветовались с другими учеными и не узнали их мнения о безопасности таких действий. Они не спросили и у простых жителей планеты, готовы ли они к встрече с инопланетянами», — говорит ученый. Кроме того, он обвиняет Шостака и Зайцева в том, что те всячески сопротивлялись созывам международных конференций по обсуждению METI. «Единственное их оправдание состоит в том, что отправка сигналов не может повредить землянам, потому что планета и так уже слишком «шумная», — продолжает футуролог.

Однако у Александра Зайцева есть ответ Брину. «Анализ всех сеансов радиолокации небесных тел, выполненных в нашей стране и в США с начала 60-х годов прошлого века по настоящее время, и их сопоставление со всеми переданными межзвездными радиопосланиями показывают, что в первом случае вероятность обнаружения земных радиосигналов оказывается в миллион раз выше, чем во втором», — заявил нам ученый. Поэтому запрещать, как предлагает Дэвид Брин, следует радиолокацию небесных тел. «Но в случае такого запрета наша цивилизация столкнется уже не с мифической инопланетной, а с вполне реальной астероидно-кометной угрозой, поскольку именно радиолокация является важной и неотъемлемой компонентой систем противоастероидной обороны», — объяснил Зайцев. 

По его подсчетам, в результате радиолокации в небе засветилась площадь в 2000 раз больше, чем во время передачи всех сигналов METI, а общее время излучения в том и другом случае отличается примерно в 500 раз. «Если учесть, что вероятность обнаружения пропорциональна как облучаемой области, так и длительности излучения, то получается, что эта вероятность примерно в 106 раз больше для локации», — продолжает астрофизик.

Брин отмечает, что радиолокационные сигналы как ученых, так и военных являются безадресными и, что самое главное, не несут в себе абсолютно никакой информации. Участники же METI отправили в космос столько сведений, что потенциальный инопланетный агрессор, уловив эти сигналы, сможет грамотно подготовить атаку для уничтожения, колонизации или же просто вторжения и использования людей в своих целях. Например, для опытов. «Я составил примерно 100 вариантов контакта с инопланетным разумом, и только несколько из них несут потенциальный вред, тем не менее мы должны быть осторожными», — предупреждает футуролог.

Сегодня же совершенно неизвестно, уловил ли кто-нибудь наш сигнал или нет. Может быть, какая-то цивилизация уже получила, но не может ответить на него из-за недостаточной технической развитости. А может, получили, расшифровали и обнаружили нас, а теперь наблюдают. Но возможно также, что более развитые цивилизации сигнал с Земли приняли, но не спешат отвечать, поскольку сами опасаются агрессии. Единственное, что является свершившимся фактом, — это то, что дело сделано. Уже никакими средствами наши сигналы не догонишь и не вернешь. Правда, как успокаивают люди здравомыслящие, в том числе и сам Дэвид Брин, близкие даты контакта с инопланетянами ученые озвучивали и 40—50 лет назад. Впрочем, возможно, контакт уже установлен, просто мы сами этого не замечаем. Так сказать, не доросли…
        
Владимир Крючков
                      
Мнения
                        
Владимир Сурдин, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга МГУ:

— Скрыться нам все равно не удастся, потому что самые мощные сигналы, уходящие от Земли, испускают военные радары, которые контролируют околоземное пространство, а также противоракетная оборона. Они постоянно дают мощные импульсы во все стороны. Радарные сигналы дошли примерно до тысячи ближайших звезд. Так что не надо особо беспокоиться о посланиях. Военные и так дают знать о том, что здесь существует цивилизация, разделенная на враждебные друг другу группы. 

По этим сигналам, естественно, можно отследить местоположение Земли. Это узкополосные, очень мощные сигналы, совершенно четко неестественного происхождения. По ним можно узнать и расстояние до Земли, как мы вычисляем дальность радиопульсаров — нейтронных звезд. Такие сигналы можно услышать очень далеко — все зависит от приемной аппаратуры. У ближайших звезд вообще можно наше телевидение смотреть, а то, что запулили в 1974 году, пошло к шаровому звездному скоплению, до которого около 30 тысяч световых лет. 

Это очень мощный сигнал. Сигналы METI добавляют маленькую толику к тому, что военные выплескивают в космос: информация в пределах одной машинописной страницы. Но то, что ее получится прочитать у другой цивилизации, — вероятность стопроцентная. Послание настолько примитивно зашифровано, что любой математик, хоть с щупальцами, хоть с крыльями, сразу увидит его структуру.

Алексей Турчин, футуролог, автор книги «Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа»:

— Хотя у нас нет оснований считать возможных инопланетян враждебными, принцип предосторожности заставляет допустить это. Наихудшим выражением враждебности было бы стремление таких инопланетян стерилизовать окружающий космос, чтобы, например, в будущем не иметь конкурентов. Есть предположение, что такая враждебная цивилизация могла бы разбросать по всей галактике некие наблюдательные станции, названные в одном фантастическом романе «берсеркерами», которые в случае обнаружения радиосигналов от разумной жизни направляются к ней и атакуют ее. 

Это предположение крайне маловероятно, так как если речь идет о действительно продвинутой цивилизации, то она могла бы разбросать такие станции около каждой солнцеподобной звезды и мы бы давно подверглись ее атаке. Но здесь нельзя исключить действия эффекта наблюдательной селекции, в силу которого мы могли дожить до XXI века только у той звезды, рядом с которой нет контролирующей станции, как бы мала ни была эта вероятность.
Приєднуйтесь до нас у Google News, Facebook, YouTube та Twitter.